Новость 1

Нарушения речи у детей с РАС и почему дети не понимают обращенную речь

У значительной части детей с РАС отсутствует речь как таковая ⠀
Ребенок не начинает разговаривать ни в год, ни в два, ни в три. Кроме речевой задержки у ребенка нарушено понимание речи, он не имитирует за взрослым, присутствуют стереотипы в поведении, а также наблюдаются нарушения в других сферах

Некоторые дети начинают говорить свои первые слова в 12-15 месяцев, но после полутора лет перестают, новые слова не появляются, к этому возрасту становятся очевидны не только речевые проблемы

Часто у детей встречаются эхолалии

Эхолалия – это повторение чужих фраз, слов или частей слов. Вы говорите ребенку: «Привет. Как дела?», он повторяет вашу же фразу в ответ

Эхолалия является нормальной стадией психического развития, когда ребенок пытается повторять чужие слова. Как правило, эта стадия приходится на период с 6 до 9 месяцев жизни, хотя часто она проходит незамеченной. У детей с аутизмом этот период затягивается, появляется гораздо позже и часто ребенок застревает на этом этапе

Штампы

Это значит, что у ребенка хорошо развита память, и он запоминает большое количество слов (штампов), что приводит к фонографичности речи и создает иллюзию развитой речи. Ребенок может отвечать фразами из мультфильмов, слоганами из рекламы, и часто делает это уместно ситуации

Почему же ребёнок с РАС не понимает обращенную речь?

Одна из таких причин - нарушение слухового внимания

Слуховое внимание- это способность сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека

Также к слуховому вниманию относится умение различать звуки, то есть фонематический слух

Зачем необходим фонематический слух и слуховое внимание:

Ребенок идёт по улице, а за ним едет человек на велосипеде. Именно фонематический слух даёт нам понять, что за нами едет велосипед и нужно отойти в сторону. Поэтому важно научить ребёнка различать звуки и тренировать слуховое внимание

Сперва такие занятия направлены на распознавание неречевых звуков - бульканье воды, шелест бумаги, хлопанье дверью, звук колокольчика, а затем уже развивать способность различать и распознавать речевые звуки и слова.